
Авторская программа «Директор на высоте» – часть масштабной работы Центра знаний «Машук» по подготовке нового поколения управленцев для системы образования. Она состоит из четырех модулей. Следующие три модуля будут посвящены профессиональным и личностным качествам директоров, эффективному управлению командой и интеграции результатов программы в рабочий процесс. По итогам программы будет создан единый учебно-методический комплекс, учитывающий компетентностный профиль современного директора России. Применять его смогут руководители образовательных организаций по всей стране.
«Высокую значимость и актуальность многомодульной программы «Директор на высоте» подчеркивает высокий конкурс открытого набора. Мы понимаем, что сегодня от директоров школ зависят многие процессы, поэтому считаем важным систематизировать представления о задачах и функциях руководителя современной школы. При этом такую работу необходимо вести совместно с самими директорами. Кроме того, нам нужно обсудить в течение четырех модулей, как и где могут проходить обучение директора школ для развития их навыков и компетенций. По итогам программы планируется разработать инструмент оценки компетенций, который смогут использовать управленцы школ и региональные министерства», – отметил первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев.
Ключевым событием первого модуля программы стала панельная дискуссия «Портрет директора современной школы». В ней приняла участие выпускница флагманской Программы развития управленческого кадрового резерва системы образования РФ Центра знаний «Машук», директор средней общеобразовательной школы № 34 города Оренбурга Елена Капкова. Она подчеркнула, что во время дискуссии была определена необходимая степень вовлеченности директора школы в процессы и результаты образовательной деятельности. Участники также выявили основного заказчика работы директора и благополучателей. В последнем случае речь идет о родительском и педагогическом сообществах, учениках и даже микрорайоне, в котором расположена школа. Все это станет отправной точкой для формирования в дальнейшем полного перечня полномочий директора.
«Сегодня в России открыто более 39 000 школ, при этом у каждой из них есть свои особенности, правила и традиции. Мы успешно обучили первый поток высших должностных лиц системы образования и просвещения, а сейчас приступили к масштабной работе с директорским корпусом. На нашу новую авторскую программу повышения квалификации было подано свыше 600 заявок, а конкурс составил шесть человек на место. В течение четырех модулей участники получат не только необходимые инструменты, навыки и компетенции, но и пространство для открытого диалога с единомышленниками. Сообщество – мощный ресурс для обучения, поэтому я уверен, что программа поможет директорам стать настоящими наставниками, гибкими стратегами и лидерами инновационного развития в своих школах», – отметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.
В рамках программы директора представили коллегам десять управленческих практик, которые используются в их школах и могут быть тиражированы в других образовательных учреждениях. Они были посвящены в том числе родительскому сообществу, патриотическому воспитанию, созданию дополнительных возможностей для детей, обучающихся в сельских школах, и другим актуальным темам.
Вице-президент Российской академии образования (РАО), академик РАО, доктор психологических наук Виктор Басюк рассказал директорам школ, как грамотно сформировать образовательное пространство и почему ученикам для гармоничного развития нужен значимый взрослый.
«Директор – ключевая фигура во всех процессах, которые происходят в его образовательной организации. Сегодня в стране активно идет стандартизация и унификация образовательного процесса, однако мы прекрасно понимаем, что каждая школа неповторима. При единых подходах к обучению и воспитанию вклад в содержательное и ценностное наполнение каждой организации вносят педагоги, дети, родители и, конечно же, руководитель. В федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается важность уклада школы. От руководителя образовательной организации зависит то, как он будет сформирован, какие ценности и смыслы лягут в его основу. Подобные программы повышения квалификации дают участникам уникальную возможность узнать и проанализировать то, что происходит в разных школах нашей страны. Это позволит директору понять правильность выбранного им вектора развития», – подчеркнул Виктор Басюк.
Главная особенность программы повышения квалификации «Директор на высоте» – практико-ориентированный подход к обучению. Чтобы закрепить полученные навыки, участники разделились на группы и отправились в казачью общину и побывали на экскурсии в загородном парке-отеле «Кавказский целитель». Директора также посетили средние общеобразовательные школы № 1 и 31 в Пятигорске.